PSYCHOBILLY (САЙКОБИЛЛИ) - этот замечательный жанр, сформированный в начале восьмидесятых при непосредственном участии англичан The Meteors и посредственном участии американцев The Cramps, представляет собой результат столкновения панка и рокабилли. Получившийся музыкальный монстр приобрел с одной стороны панковский дух, угар и агрессию, а с другой - звучание и мелодику рокабилли. Не стоит забывать и ужастиково-кладбищенскую эстетику, проявляющуюся в текстах и оформлении пластинок.
Дело The Meteors было с успехом продолжено такими рок-н-ролльными изуверами, как Demented Are Go, Frantic Flinstones, Batmobile, Krewmen, Mad Sin, Mental Hospital и другими. Обязательно надо отметить, что на развалинах страны советов семена сайкобилли взошли неожиданно буйно, породив, например, такие мощные и, что отнюдь немаловажно, признанные мировым рок-н-ролльным сообществом группы, как Meantraitors, Spoilers и Mad Heads. Сайкобилли бывает разным: кто-то из музыкантов пихает в него немеренно панка или металла, кто-то, напротив, приближает его к почти классическому рокабильному звучанию, встречается даже сайко с элементами ска! Однако самое главное состоит в том, что сайкобилли - это очень драйвовая и энергичная музыка, способная поднять на ноги даже пластмассовую мумию вождя октябрьской революции (к сожалению, Meteors за время своего пребывания в Москве так и не удосужились отыграть шоу в мавзолее). Поэтому информация о сайкобильных коллективах в нашем зине просто обеспечена. Oi! (Ой!) - это радикальная и агрессивная форма панк-рока, которая превосходит по злобности традиционный панк, но не дотягивает до хардкора (однако не советуем вам забывать о том, что Oi!-команды, а особенно дедушки Sham 69, очень сильно повлияли на зарождение хардкора), и при этом обладает характерными энергичными припевами, основанными на скандированиях футбольных фанатов. Оi! Зародился в Англии в конце семидесятых и получил свое название от песни Cockney Rejects "Oi! Oi! Oi!", хотя родоначальниками жанра полноправно считаются уже упоминаемые нами Sham 69. Будучи весьма задорной и агрессивной музыкой, Ой! сразу же стал музыкой скинхэдов и хулиганов, и потому иногда является сильно политизированным.
Чтобы поиметь представление об этом стиле стоит послушать следующие коллективы: Sham 69, Cockney Rejects, Blitz, Blanks 77, Cock Sparrer, Business, Angelic Upstarts, Menace, Peter and The Test Tube Babies, Blood, AntiHeros и т.д.
ПРОТО-ПАНК
Под "крышей" прото-панка (proto-punk) объединяют различные рок-феномены (...-1975), предшествовавшие (и способствовавшие) становлению собственно панка (1975-76). Основная масса таких феноменов лежит в сфере любительского исполнительства и не несет какой-либо идеологической подоплеки: представители слушательских масс желали играть и сочинять музыку, подобно их кумирам, но не всегда получалось также успешно, да и технической оснащенности не хватало. Первой волной прото-панка, возникшей как раз из любительского музицирования, можно считать британский скиффл 50-х: молодые люди, вдохновленные американским рок-н-роллом, пытались "изобразить" нечто подобное, используя любые подручные средства (стиральные доски, тазы, кастрюли, в лучшем случае губные гармошки и гитары). В свою очередь, в Америке 60-х, находившейся под впечатлением "британского нашествия", начала формироваться целая армия безымянных "гаражных" рокеров-любителей, для которых музицирование стало самой приемлемой формой проведения досуга. Становиться профессионалами они не собирались, репетировали в буквальном смысле в гаражах и подвалах, на плохоньких инструментах, выступали в лучшем случае в барах. Их идеалом стал рок-н-ролл, ритм-энд-блюз и рокабилли; звучание же не отличалось большим разнообразием, а было, скорее, весьма примитивным, зато весьма искренним. Единственная известная группа, выросшая из "гаражного" рока - MC5.
Новая волна прото-панка, уже более артизированная, и, разумеется, совершенно персонифицированная, взошла в американском андерграунде 60-70-х, в богемной среде артистов, художников и поэтов, не старавшихся влиться в рок-мейнстрим, а напротив, шагавших "поперек" него, порой весьма экстремистскими путями (не обошлось, тут, конечно, и без стимуляции творческой активности с помощью различных допингов…). Это была своеобразная реакция на начавшийся в роке процесс "академизации" и "стадионизации". Одними из первых прото-панков считают The Velvet Underground, создававших грязноватый, с обилием дисторшна и фуза гитарный саунд, и, к тому же, прославившихся своими "антихиппистскими" настроениями. Лаконичный интонационно-композиционный комплекс Velvet Underground, сложившийся под влиянием такой разновидности академического авангарда, как минимализм (с представителями которого "вельветовцы" непосредственно сотрудничали), стал впоследствии образцом для многих панк-рокеров. К числу прото-панков относят также THE STOOGES и Игги Попа, NEW YORK DOLLS, певицу и поэтессу Патти Смит, TELEVISION и других исполнителей (существует также мнение, что NEW YORK DOLLS и TELEVISION вкупе с RAMONES являются уже собственно панками). Помимо различных авангардистских средств выразительности, прото-панки охотно обращались и к "правильному" трехаккордовому рок-н-роллу, который продолжал для них оставаться символом живой энергии, свободы, некоммерческой сути искусства. Выступления прото-панков нередко превращались в своеобразные перформансы, где смешивались музыка, слово, живописные и театральные образы. Маниакальный Игги Поп немало шокировал публику, взрезая себе на концертах торс осколками бутылки и поливая слушателей первых рядов потоками гемоглобина, а Патти Смит, начинавшая как поэтесса, представала в образе эдакой отстраненной "готической вороны".
В "профессиональной" британской рок-среде конца 60-х также обнаруживаются предтечи панка: это THE KINKS, THE TROGGS, ROLLING STONES, Дэвид Боуи и даже… BEATLES с их "Helter-Skelter"! И все же прото-панк был явлением в большей мере американским, чем британским. Но не возымел бы он такого резонанса по всему миру, если бы не деятельность предприимчивого английского импресарио Малколма Макларена, пожелавшего "завести" нечто подобное NEW YORK DOLLS (менеджером которых он некоторое время являлся) у себя на родине. Но это уже история собственно панка...
Здесь же следует отметить только, что творчество прото-панков вновь было вынесено "на щит" музыкантами "новой волны" и "альтернативы", которые видели в нем идеал независимости и свободы. Так родился новый интерес к творчеству Игги Попа, Патти Смит и других артистов, создавших на рубеже 70-80-х весьма сильные работы. Саунд прото-панка был "идеализирован" и брит-попом в 90-е, стремившимся воспроизвести его новейшими (в том числе и цифровыми) способами.
Ключевые артисты и альбомы:
THE VELVET UNDREGROUND "The Velvet Underground & Nico" (1967)
THE STOOGES "The Stooges" (1969)
MC5 "Back In The U.S.A." (1970)
NEW YORK DOLLS "New York Dolls" (1973)
Patti Smith "Horses" (1975)